Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

Наличие оборудованных учебных кабинетов

Для реализации образовательной деятельности в МДОАУ № 117 оборудовано 5 групповых комнат. В состав каждой групповой комнаты входят:

Раздевальная (приемная) комната. В образовательных целях используется для формирования умений одеваться и раздеваться в определенном порядке, воспитания опрятности (схемы с алгоритмом одевания, дидактическая кукла с набором одежды). Также здесь располагаются выставки детских работ, с целью развития художественно-этетического вкуса, повышения уверенности каждого ребенка в своей индивидуальности, непохожести на других. В приемной расположены информационные уголки для родителей, куда помещается информационный материал для родителей, консультации, рекомендации специалистов.

Групповая комната.

 Предназначена для проведений занятий познавательных и развивающих игр, приема пищи и сна. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала  пространства ДОУ и группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей их развития.

Развивающая предметно-пространственная образовательная  среда ДОУ обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

        Развивающая    предметно-пространственная    образовательная среда    отвечает  актуальным      принципам: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

  • Cодержательная насыщенность обеспечивается наличием в МДОАУ № 117 средств обучения (в том числе технических), материалов (в том числе расходных), инвентаря, игрового, спортивного и оздоровительного оборудования, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и  творческую активность всех категорий детей, экспериментирование  с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
  • Трансформируемость обеспечивается возможность изменений предметно-пространственной развивающей образовательной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.
  • Полифункциональность обеспечивается возможность разнообразного использования составляющих предметно- пространственной развивающей образовательной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей,ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности.
  • Доступность обеспечивается свободным доступом воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
  • Безопасность предметно-пространственной развивающей образовательной среды определяется соответствием требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования,  такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства развивающей предметно-пространственной среды обладает многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивает возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняются, дополняются и объединяются. Зонирование пространства организовано с учетом  всего времени пребывания детей в ДОУ.

Педагоги всех возрастных групп ДОУ выделили следующие зоны для организации развивающей предметно-пространственной среды:

  • зона социально-коммуникативного развития представлена уголком безопасности, который включает в себя художественную литературу (книжки-раскладушки, детские журналы, дорожная азбука, где ярко и красочно описаны и показаны ситуации по безопасности); дидактические игры и дидактический материал (домино, лото, различные виды транспорта: водный, воздушный, наземный, автомобили специальных служб, своими руками создали несколько макетов дорог, подготовили иллюстрации по темам); атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Полиция», «Пожарные» (дорожные знаки, костюмы, каски, шлемы, макеты орудий); наборы конструкторов; инвентарь по безопасности.

Так же есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку,  рассмотреть  фотографии   в  семейном  альбоме  и     просто  посидеть        и отдохнуть от детского  коллектива, создавая свой собственный мирок (создание своего» личного пространства).

Имеются игровые модули: игровой модуль «Магазин» (с набором овощей, фруктов), модуль «Парикмахерская» (с инструментами), модуль «Кухня» (с набором посуды), «Мастерская», мягкая мебель, модуль «Спальня», «Больница» (с набором предметов), большой пластмассовый дом для кукол, набор посуды пластмассовый, гладильная доска с утюгом, различные пластмассовые машины для мальчиков, резиновые куклы для девочек, газовая плита, набор резиновой мебели и т.д.;

  • зона познавательного развития: включает в себя дидактические и развивающие игры (имеются пособия по развитию памяти, мышления, логики, внимания; также демонстрационный и раздаточный      материал      для      формирования       элементарных математических представлений; дидактические игры, изготовленные своими руками).

Уголок природы содержит природный материал  (шишки, ракушку, желуди, камешки, горох, бобы и пр.), образцы различных видов семян.

В уголке экспериментирования имеется оборудование для экспериментирования с водой и песком;

  • в зоне речевого развития имеется демонстрационный материал, дидактические игры по развитию речи; сюжетные картинки разнообразной тематики; детские книги, портреты писателей;различные виды театра;
  • зона   художественно-эстетического   развития   включает в себя уголок ИЗО и музыкальный уголок. В уголке ИЗО есть карандаши, краски, кисточки, стаканы-непроливайки, трафареты, бумагу для рисования и т.д.

Музыкальный уголок составляют: музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них самодельные. Здесь же присутствуют атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.

  • в зоне физического развития имеется инвентарь и оборудование для физической активности, нестандартное оборудование для физического развития детей, также иллюстрации летних, зимних, олимпийских видов спорта и т.д.
  •  Умывальные комнаты оформлены в ярких, красочных и насыщенных тонах. Не менее важное значение имеет оформление умывальной комнаты, очень важно приучить ребёнка к гигиеническим процедурам, для этого у них должно быть желание, чтобы мыть руки, чистить зубы и так далее.
  • Для    мобильности    пространства    развивающая     предметно-пространственная образовательная среда разделена на зоны при помощи различных элементов (стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования).

При этом педагоги также обеспечили возможность полноценной двигательной активности  детей.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Музыкальное оборудование:

пианино, музыкальный центр, наборы детских музыкальных инструментов (аккордеоны, металлофоны, погремушки, бубны, ложки), кукольный театр, маски и костюмы для инсценировок, ширма, нотный и демонстрационный материал, методическая литература, конспекты праздников и развлечений, аудиокассеты и DVD диски

Наличие оборудованных библиотек

Педагогическим работникам Учреждения бесплатно предоставляются в пользование на время работы учебно-методические материалы и иные библиотечно-информационные ресурсы.

Педагогические работники Учреждения имеют право:

1) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых услугах;

2) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

3) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

4) получать во временное пользование на абонементе и в методическом кабинете печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

5) продлевать срок пользования документами;

6) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

7) получать консультационную помощь, в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием.

Наличие оборудованных объектов спорта

Физкультурное оборудование: спортивный комплекс, стойки для баскетбола и волейбола, канат, мишени, обручи, гимнастические палки, маты, объемные модули, лыжи, мячи разного диаметра, массажные мячи, мячи подвесные, мячи для метания (набивные), фитболы, ребристые доски, стойки для подлезания, ориентиры, кольцебросы, мешочки с песком, тележки для пособий, гимнастические скамейки, нетрадиционное физкультурное оборудование.

Физкультурное оборудование: спортивный комплекс, стойки для

баскетбола и волейбола, канат, мишени, обручи, гимнастические палки, маты, объемные модули, лыжи, мячи разного диаметра, массажные мячи, мячи подвесные, мячи для метания (набивные), фитболы, ребристые доски, стойки для подлезания, ориентиры, кольцебросы, мешочки с песком, тележки для пособий, гимнастические скамейки, нетрадиционное физкультурное оборудование.

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

Для        осуществления         образовательной  деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания.

Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

 
  1. Предметы материальной культуры - игрушки:
    • сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;
    • дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры;
    • игрушки-забавы;
    • спортивные тренажеры, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д.
    • музыкальные игрушки: металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.;
    • театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.); наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов,

атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.;

    • технические игрушки: фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, детские швейные машины и др.;
    • строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.;
    • игрушки-самоделки из разных материалов;
    • игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская»,

«Магазин» и др.

  • натуральные объекты: объекты растительного и мира, реальные предметы (объекты)
  • изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии и др.
  • оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, игровое оборудование и пр.;
  • дидактический материал (в том числе раздаточный материал)

2. Технические средства

обучения

Технические устройства (аппаратура):

мультимедийный проектор;магнитофон, ноутбук, музыкальный центр; телевизор;

- экран, периферийные устройства (монитор, клавиатура, принтер, сканер,

звуковые колонки и др.)

·  Дидактические средства обучения (носители информации):

  • звуковые – аудиозапись музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки;
  • экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации

3. Учебно-

методическое обеспечение

  • учебные пособия;
  • методические разработки

4. Художествен- ные средства

- предметы декоративно прикладного искусства, детская художественная литература и др.

5. Средства наглядности (плоскостная наглядность)

- плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин), предметные картинки, календарь природы и пр.

6. Средства общения

  • вербальные средства (речь)
  • невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.

7. Средства

стимулирования познавательной деятельности:

помощь в обучении:

  • помощь-замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос, подсказывает ход решения задачи);
  • помощь-подражание (демонстрация образцов действий);
  • помощь-сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее);
  • помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач);

· противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеть, т.е. «сопротивление» познавательного

материала

При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования:

    • учет возрастных и психологических особенностей детей;
    • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребѐнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
    • учет дидактических целей;
    • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Выбор средств обучения зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, типа и структуры занятия, количества детей , интереса детей, конкретных образовательных задач, особенностей личности педагога, его квалификации.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

О доступе к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям

для обучающихся МДОАУ № 117
Доступ обучающихся к информационным системам
и информационно-телекоммуникационным сетям в МДОАУ № 117 — не предоставляется

— для педагогических работников МДОАУ № 117
Положение о порядке реализации права педагогических работников на бесплатное пользование библиотекой, информационным  ресурсами и доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных прилагается

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей

  • Официальный сайт Министерства просвещения Российской федерации - https://edu.gov.ru/
  • федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru;
  • информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru;
  • единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru;
  • федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru.
  • Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) - http://www.gosuslugi.ru/
  • Министерство образования Оренбургской области - http://www.minobr.orb.ru/dou/dou.htm

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. 

Специальные технические средства обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи и ребенка-инвалида в образовательной деятельности не используются.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Документы отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie